.БЕСЕДА С ИНТЕРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.ГУРАМ ГРАНОВСКИЙ
Дорогие Друзья! Сегодня у нас в гостях, как всегда, интересный собеседник – исполнитель, композитор, продюсер, и это еще далеко не всё, что можно о нём сказать. Талантливый человек, что и говорить! Но, как известно, талантливый человек талантлив во всём. Вот мы сегодня и постараемся узнать как можно больше о нашем госте.
Итак, встречайте: Гурам Грановский
Гурам Грановский родился 21 января 1966 года в Подмосковье, в г. Химки.
В 1983 году поступил в МЭИС (ВИА института)
1984-1986 – служба в армии (Ансамбль песни и пляски), потом Институт культуры. Работал музыкантом в ресторанах и клубах Москвы.
В начале 90 его песни начали исполнять популярные артисты кино и эстрады.
С 1996 года – член Международного союза музыкальных деятелей.
В 2001 году вышел первый сольный альбом – «Сезон дождей» В 2003-м – второй: «Я вернусь к тебе… я вернусь». В нем собраны красивые лирические песни: «Листья разлетаются», «Я – бродяга и грешник», «Я в тебя по-прежнему влюблен» и т.д.
В 2004 году появился авторский альбом «Песни композитора Гурама Грановского», в который вошли 16 композиций в исполнении поп-групп и звезд эстрады. В том же году вышел диск В. Кикабидзе «Старики – разбойники», в котором композитор Г. Грановский (он же был и продюсером диска) был представлен тремя песнями: «Дерево под окнами в саду», «Две свечи», «Я в тебя по-прежнему влюблен».
Для родного города Гурам написал не одну песню. «С днем рождения, Химки!» звучит на многих торжественных мероприятиях в городе, а песня «Химки, вперед!» стала гимном футбольного клуба «Химки». Недавно появились еще два произведения – «От Сходни до Фирсановки» и «Старт под Москвой». Творчество Гурама неразрывно связано не только с Россией, но и с Грузией, которая является для него второй родиной.
Он активно работает с популярным композитором и поэтом Нугзаром Эргемлидзе. Артисты готовят много интересных проектов (музыку к спектаклям, мюзиклам, песни).
На 20-том съезде Международного союза музыкальных деятелей Гурам Грановский был награжден медалью «За заслуги в области культуры и искусства за последние 10 лет». Награду вручал первый вице-президент МСМД и первый вице-президент фонда Ирины Архиповой Народный артист СССР Владислав Пьявко. В настоящее время артист успешно гастролирует со своей сольной программой, является лауреатом международных конкурсов, а также участвует в сольной программе Вахтанга Кикабидзе, пишет музыку к спектаклям и фильмам, успешно продюсирует талантливые музыкальные проекты и записывает новый сольный альбом.
Здравствуйте, Гурам. Прежде всего хочу поблагодарить Вас, что нашли время прийти и побеседовать. Когда человек грустит или ему трудно, то зачастую он мысленно возвращается в своё Детство. И на душе становится тепло и спокойно. Одни люди признаются в этом, другие не признаются. Видимо, не хотят показаться сентиментальными.
Вы родились в подмосковном городе Химки. Это город Вашего Детства. Каким он Вам помнится? Ведь наверняка есть что рассказать?
Я родился в Химках. Жили мы в небольшом дачном посёлке, который называется Фирсановка. Очень красивое местечко в Подмосковье. Сам город очень изменился с тех пор. Ленинградское шоссе делит Химки как бы на две части – так называемые «Старые» и «Новые» Химки.
Сейчас это современный, красивый, уютный город. У нас в Фирсановке мало что изменилось, разве что вместо маленьких дач стали расти современные коттеджи. А воздух здесь всегда очень чистый.
Спасибо за ответ. Казалось бы, простые слова сказаны, но звучат они как-то по‑тёплому, если можно так сказать. Вот Вы – успешный, состоявшийся в жизни человек. Понятно, что слагаемые всего этого – трудолюбие, талант, целеустремленность и многое другое. Но без родителей – думаю, Вы с этим согласитесь, – этого бы не было. Ведь всё закладывается в детстве. Если можно, расскажите немного о них. Как Вас воспитывали?
Конечно, мои родители сделали для меня всё, что могли. Я им всю жизнь благодарен. Мама – русская, папа – грузин. Познакомились они в нашей Фирсановке, в школе, где работала мама (она была учителем географии). Папа учился в институте на журналиста, потом там же преподавал. Папа купил мне пианино, когда мне не было и шести лет.
Он и сам прекрасно играл, и многие гости, которые к нам приезжали, – среди них были режиссёры, актёры, писатели, учёные… Очень красивые были вечера – настоящие кавказские застолья. Звучала музыка, пели песни, читали стихи… С шести лет меня отправили в музыкальную школу. Надо мне это или нет, меня никто не спрашивал. Честно говоря, первые годы мне там не очень нравилось, интерес появился года через три-четыре…
Позже папа около 20 лет работал редактором отдела редколлегии газеты «Известия», а мама до последних дней работала в школе. К сожалению, их обоих уже нет. Для меня они всегда будут великими людьми.
Светлая память Вашим родителям! Только став взрослыми, мы понимаем, сколько родители для нас сделали. Вот Вы упомянули, что двери Вашего дома были открыты для гостей. Кавказское застолье – это вообще тема для отдельного разговора. Мы обязательно вернёмся к ней. А пока хотелось бы поговорить вот о чём.
Помимо родителей, нас ещё окружают друзья. Что для Вас – Друг? И в продолжение вопроса: одни считают, что друзей бывает много, а другие утверждают, что друзей много быть не может. Как Вы считаете, кто прав?
Мне кажется, в наше время многие люди ошибочно называют друзьями своих знакомых, товарищей, коллег… Это не одно и тоже. Для меня друг – это очень близкий человек. Как родственник, почти как член семьи… В детстве у нас было много друзей, потом всё меняется…
У меня взрослый сын, и я замечаю, что у него то же самое происходит. У меня есть много хороших знакомых, которые живут в разных городах и странах. Иногда мы встречаемся, и это здорово, но я бы не рискнул всех назвать друзьями.
В этом вопросе я полностью согласен с Вами. У человека может быть очень много знакомых, просто приятелей. Но Друг – это совсем другое. И друзей, мне кажется, по определению не может быть много.
Дети – это святое. Вы упомянули о сыне. Дай Бог ему здоровья и счастья! Как Вы считаете, есть ли конфликт поколений? Часто приходится слышать, что молодёжь уже не та. Может, причина в том, что мы с возрастом начинаем уже по‑старчески брюзжать и ворчать?
Может быть, и так… Меня иногда бросает из крайности в крайность. То горжусь сыном и радуюсь за него, то перестаю его понимать, раздражаюсь… Наверное, надо почаще себя в его возрасте вспоминать, тем более, что он тоже выбрал творческую профессию. Дети есть дети.
Согласен – дети есть дети. И в любом случае мы их любим, хотя и ворчим временами. Знакомство с музыкой началось в детстве. Хотя, как Вы говорите, поначалу это знакомство особого энтузиазма у Вас не вызвало. А что произошло потом? Вам стало нравиться заниматься музыкой? Как это происходило? Можно немного поподробнее с этого места?
Действительно, в начальных классах заниматься в музыкальной школе мне не нравилось. Из одной школы надо было ездить в другую, вместо того чтобы гулять с ребятами во дворе, я изучал гаммы… Я хорошо помню, что перелом произошёл после четвёртого класса.
Меня на лето отправляли в Тбилиси, где мои двоюродные сёстры научили подбирать знакомые мелодии, песни. У меня появился стимул. Я стал понимать, что могу не только по нотам учить школьную программу, но и использовать свои знания для себя. Мне это очень понравилось…
Раз уж заговорили о Тбилиси. Гурам, что для Вас Грузия? Есть ведь ещё такое понятие, как тбилисцы. Об этом очень хорошо рассказывает наш любимый Буба. Вам ведь приходилось работать с Вахтангом Константиновичем? Дай Бог ему здоровья!
Коротко на этот вопрос очень сложно ответить. Грузия – это моя вторая родина! Я думаю, что лучше, чем Е. Евтушенко в своих произведениях о Грузии и о Тбилиси сложно рассказать. «О Грузии забыв неосторожно, поэтом быть в России невозможно»… Меня тянет в Грузию, как и любого человека, которого что-то связывает с этой страной.
Я и представить себе не мог, что когда-нибудь буду работать с Вахтангом Кикабидзе. Это не просто эпизод в жизни, это целый этап. Десять лет я работал с ним на сцене, за это время мы объездили с концертами очень много стран. В прошлом году был тур по США, до этого выступали в Европейских странах и, конечно, по России. Благодаря Бубе я увидел много больших и малых городов, много красивых и интересных людей. Он удивительный человек. И как мужчина, и как артист – эталон для многих, и это по праву.
Ни с кем так интересно не бывает сидеть за столом, как с ним, он же потрясающий рассказчик! Заядлый рыбак – мне посчастливилось ловить с ним рыбу в Подмосковье, в Брянске, на Кипре… Я помню, в Бельгии покупали крючки и что-то ещё для рыбалки…
У нас мало артистов, которые могут работать концерт больше двух часов, и чтобы при этом их не отпускал зал. Я горжусь, что написал для В. Кикабидзе несколько песен. Это было незабываемое время.
«Дерево под окнами в саду», «Две свечи», «Я в тебя по-прежнему влюблен»… Кстати, в этом проекте Вы выступили и как продюсер. Прекрасные песни! Чудесное исполнение! Бубу действительно невозможно не любить – Великий Артист, Человек, Гражданин! Вам действительно повезло. А у меня была и есть мечта: сделать беседу с Вахтангом Константиновичем, ведь рассказчик он просто потрясающий!
Гурам, когда слушал эти песни, то не покидало ощущение, что это песни Бубы. Что в другом исполнении они потеряют какую-то трогательность, что ли. Они изначально писались для него? Как они рождались? Ведь это вечные темы.
С удовольствием возвращаюсь в прошлое… Песню «Две свечи» и «Дерево под окнами в саду» я написал в соавторстве с замечательной поэтессой Юлией Старостиной. Иногда я их сам исполнял, показывал своим коллегам в «Союзе композиторов». Все сходились во мнении, что они написаны для Вахтанга Кикабидзе.
Я долго не решался показать ему песни, но когда это произошло, он сказал, что их надо обязательно записывать и издавать в новом альбоме. После этого, кстати, он и предложил с ним работать. «Дерево под окнами в саду» посвящено ушедшим от нас родителям.
На тот момент Ю. Старостина потеряла отца, от меня, и чуть позже от Бубы, ушла мама. А у меня в саду действительно растёт яблоня, и тоже под самым окном, кстати, и у Вахтанга Константиновича возле его дома в Тбилиси – тоже. Песню «Я в тебя по-прежнему влюблён» я написал на стихи Татьяны Калугиной, это моя жена. Я рад, что именно эти песни многим нравятся.
После такого ответа не могу Вас не спросить вот о чём: Женщина – что для Вас в этом слове? Все для женщин и всё во имя женщин! Ведь у них нет недостатков. Недостатки у женщин – это продолжение их достоинств.
Вы сами всё прекрасно написали про женщин. Без них невозможно представить нашу жизнь. Это и мать, и дочь, и сестра, и подруга. Это вся жизнь. Ради них живём, творим, иногда глупости совершаем, но только потому, что любим их. Я женщин очень люблю!
Сам люблю очень. Разве можно их не любить!..
Гурам, скажите, как Вы относитесь к популярности и известности? Понятно, что приятно, но ведь бывает, что хочется побыть и одному. Кстати, как отдыхаете? Ведь надо и силы восстанавливать.
К популярности отношусь спокойно. Вообще я люблю тишину, после поездок люблю побыть один, иногда отключаю телефон и отдыхаю. Хорошо, если рядом есть какая-нибудь река или море…
Коли речь зашла о популярности… Вы – один из немногих, кому действительно очень повезло, если можно так сказать. Ведь «С днем рождения, Химки» и «Химки, вперед!» – двойное большое достижение, и это я ещё скромно выразился. Первая песня – это гимн города, а вторая стала гимном футбольного клуба «Химки». Что Вы чувствуете, когда звучат эти песни? Как вообще они писались?
Песне «Я еду в Химки» уже больше десяти лет. Я узнал, что будут отмечать 60-летие в Химках. Заехал в администрацию, в Отдел культуры (я тогда никого ещё не знал, заодно познакомился). Но мне сказали, что песни про Химки уже есть. Немного обидно стало – у меня ведь были кое-какие наброски… Но всё равно песню я записал и передал фонограмму через знакомых. Не думал, что будет такой эффект! Сразу же стали звонить, благодарить, приглашать на выступления.
Позже предложили специально ко Дня города написать песню. Так появилась «С днём рождения, Химки!». А когда в городе появилась профессиональная футбольная команда – «Химки, вперёд!». Тем более, что я очень люблю футбол. Я рад, что эти песни звучат на самых престижных площадках, торжественных мероприятиях уже много лет.
Футбол невозможно не любить. Из мировых сборных какие команды Вам нравятся? Кстати, Вы в хорошей физической форме. Как удаётся её поддерживать? Со спортом дружите или нехватка времени сказывается?
Спасибо за комплимент. За формой особо не слежу, но выглядеть прилично нужно обязательно. Если удаётся, играю в футбол. Сравнительно недалеко от меня построили красавец-стадион «Арена-Химки». Стараюсь бывать там, когда проходят интересные матчи в Чемпионате страны или международные турниры.
Я за ЦСКА болею, конечно, за сборную России переживаю, стараюсь следить, как идут футбольные дела в Грузии. Какая команда раньше была – «Динамо» Тбилиси! Если говорить о других странах, то в некоторых из них футбол по-своему прекрасен. Бразилия, Аргентина… В Европе – это Испания, Англия, Голландия, Италия, Германия. Правильно говорят, что футбол – это жизнь!
Согласен с Вами, что футбол – это жизнь. Такие воспоминания с этим видом спорта связаны… Самому очень нравятся команды Бразилии и Аргентины. Жаль, что им не удалось встретиться в финале прошедшего чемпионата мира. Ну, может быть, на следующем чемпионате в Бразилии это произойдёт. Представляю, какой это будет матч!..
Что касается тбилисского Динамо, то уверяю Вас, что и сейчас грузинскому футболу есть чем гордиться. Хотя таких игроков, как Хурцилава, Дзодзуашвили, Метревели, Нодия, Кипиани, Дараселия, Челебадзе, Чивадзе и многих других очень трудно забыть. Каждый был личностью! И не только на футбольном поле.
Гурам, хотелось бы услышать Ваше мнение вот по какому вопросу: далеко не секрет, что очень часто исполнители выступают под фонограмму. На Ваш взгляд, когда это допустимо и допустимо ли вообще? Вы сами часто используете фонограмму?
Очень хороший вопрос. Петь нужно всегда живьём. Обязательно! Об этом много говорят и часто спекулируют на этой теме. Дело в том, что на ТВ, когда артисты поют в передачах или в ток шоу, всегда звучит фонограмма, потому что по-другому нельзя технически.
Я знаю, что на открытых площадках в сборных концертах, когда задействовано много групп и артистов, некоторым из них приходится петь под фонограмму, потому что их звукорежиссёры не успевают отстроить звук. Существуют, конечно, «фанерные» проекты, но это уже на совести их создателей. Время показывает, что такие проекты недолговечны.
Спасибо за честный и откровенный ответ. Можно, конечно, взять двойника, хорошо его загримировать, включить фонограмму… Но зритель-то хочет увидеть и услышать любимого исполнителя!
Гурам, вот я обычный человек. Возьмём фильм, произведение искусства в музее, выступление артиста на сцене…. Для меня главным критерием является не мнение широкой общественности, скажем так, а просто – нравится мне или нет. Понятно, что это не истина в последней инстанции, и тем не менее… Ведь зачастую за внешними эффектами прячется собственная несостоятельность. Как Вы оцениваете для себя всё, что приходится видеть и с чем сталкиваться? Ведь должно быть у человека собственные критерии для оценки таланта?
Точно так же, как и Вы. И я оцениваю – нравится мне или нет, несмотря на мнение общественности, стараюсь, во всяком случае. Мне очень повезло в этом плане. Много лет я работал на сцене с Вахтангом Кикабидзе. Нас на сцене было всего три человека: сам Буба, Левон Шахбазян и я.
Никакого дыма на сцене, подтанцовок. Даже если это очень большие залы, а мы в таких часто работали. Огромные площадки, стадионы, гигант-холлы… Буба всегда шутил: «Нас мало, но мы в тельняшках!» Так вот, многие звёзды, которые участвовали с нами в совместных выступлениях, просились выступить первыми – не хотели после нас выходить. А у них куча эффектов, балет – человек пятнадцать на сцене. Представляете?
Обычно В. Кикабидзе стоя приветствуют, потому что он Настоящий Артист. Он может один выйти на любую сцену, сказать несколько слов, тихо спеть песню и уйти, а люди в зале будут провожать его аплодисментами дольше, чем он был на сцене… Это талант от Бога, и таких людей – единицы.
О том и речь. Ведь когда Ф. Синатра пел, то всё остальное, в сущности, уходило на второй план. Главное – что на сцене Артист с большой буквы. Раз уж речь зашла о выступлениях на различных площадках, хотелось бы спросить вот о чём: лично Вам где комфортнее выступать – к примеру, на стадионе или в более камерной обстановке? Или для профессионала это не имеет значения?
Выступать приятнее там, где видна реакция зрителя. Как правило, это небольшие залы… Там обычно тёплая атмосфера. На стадионе людей почти не видно. В какой-то степени там даже проще работать, но всё-таки не то… Я думаю, что нормальный артист должен уметь к любой обстановке адаптироваться.
Согласен, профессионал он на то и профессионал. Гурам, часто приходится слышать, что помогать надо талантливым людям, что бездарность сама пробьёт себе дорогу. Так ли это, на Ваш взгляд, и что Вы думаете по этому поводу?
Я думаю, что талантливым людям действительно надо помогать. Я много передвигаюсь по стране, видел много способных ребят. Обидно бывает, когда понимаешь, что их никто не увидит и не услышит, что пробиться при всех их способностях им всё-таки будет сложно.
Я думаю, что этим должны заниматься чиновники из управления культуры в деревнях, сёлах, городах… Только заниматься нужно добросовестно. А бездарность… она везде есть, во всех профессиях, к сожалению. Нормальным людям она сразу видна, зачем ей помогать?
С Вами не поспоришь. Согласен полностью. Скажите, у Вас есть мечта? Ведь, на мой взгляд, без мечты нельзя жить, хотя многие прекрасно себя чувствуют, живя и без мечты…
Конечно, есть. Я о многом мечтаю. Может, это банально прозвучит, но в первую очередь я мечтаю, чтобы были здоровы мои близкие люди, чтобы никто не болел. Хочу, чтобы мой сын Гриша успешно окончил университет, чтобы у него появились интересные роли в кино и в театре, чтобы моя жена Тан, защитила диссертацию по культуре речи. Я скучаю по своим братьям и сёстрам, хочу чаще их видеть.
Хочу, чтобы между Россией и Грузией была опять братская дружба, как это было всегда! Чтобы возобновились прямые рейсы между Москвой и Тбилиси. Чтобы люди стали добрее! Ещё я хочу, чтобы почаще звучала хорошая музыка и чтобы её сочиняли композиторы, а стихи сочиняли поэты. Может быть, тогда у нас всё наладится.
Вот Вы упомянули о культуре речи. Может, я и ошибаюсь, но заметил одну тонкость, общаясь с людьми. Этой культуры речи осталось очень мало. Даже правильно слова произносить многие разучились, а иные и не учились вообще. Зачастую по-русски правильно говорят не коренные россияне, а люди, жившие и живущие в других государствах. На Ваш взгляд, почему так получилось?
Да, Вы правы, существует такая проблема. Я помню, мне очень нравилось, как говорили по-русски коренные ленинградцы, старая интеллигенция. Ещё мне нравилось, как говорили пожилые москвичи. Дикторы прекрасно владели культурой речи, сейчас это редкость. Почему так происходит? Не знаю, наверное, этому надо больше внимания уделять с самого детства.
Гурам, часто мы слышим фразу, что природа отдыхает на детях. Применительно к Вашему сыну Григорию этого ну никак не скажешь. Учился по классу кларнета, поёт, снимается в кино, играет в театре. Да проще сказать, чего он не делает в творческом плане!..
Скажите, это Ваше влияние сказалось? Ведь, насколько я читал, он очень любил ходить с Вами на концерты и видел то, чем занимается его папа. Любимое занятие было собирать папе сумку в дорогу?
Когда Гриша был маленький, мы его отправили в музыкальную школу, это не обсуждалось. Но для меня не было главным, чтобы он обязательно стал музыкантом, просто хотелось, чтобы мальчик получил музыкальное образование. Однажды мы на студии записывали с В. Кикабидзе «Грузинскую песню» Булата Окуджавы. В конце песни нужен был детский вокал. Гришасправился. Потом появился диск «Старики-разбойники».
Сейчас он неплохо играет на кларнете. Мне очень хотелось, чтобы он сам нашёл то, что ему нравится. Не навязывать, а заинтересовать чем-то… Отвели его в театральную студию, ему понравилось. Он полюбил театр. Теперь уже снимается в кино, сериалах, ставит спектакли как режиссёр, играет на гитаре, поёт… Иногда выезжает со мной на концерты. Он очень увлечён, много разных проектов. Я рад, что у него есть любимое дело.
Чего Вы не смогли бы простить никогда? Что особо цените в отношениях с людьми? Мы ведь все разные, и это хорошо – с одной стороны. Но очень сложно выстраивать отношения с людьми, оставаясь самим собой. Гурам Грановский – какой он в общении?
Я ненавижу предательство, ложь, лицемерие, двуличность, хамство. Мне сложно общаться с человеком, если он для меня непонятен… Очень ценю в людях пунктуальность, ответственность. Ещё для меня важно, чтобы человек понимал юмор, умел слушать и слышать собеседника. Конечно, все мы разные, и поэтому мне кажется, что в общении я бываю тоже разным, в зависимости от того, с кем разговариваю. В публичной профессии быть замкнутым человеком довольно сложно.
Гурам, не каждый хороший человек может быть прекрасным артистом, певцом, например. И не каждый прекрасный артист, певец может быть хорошим человеком. Как Вы считаете, во втором случае это рано или поздно приводит к закату карьеры?
Интересный вопрос. Пожалуй, соглашусь: далеко не каждый хороший человек может быть хорошим артистом. И наоборот. Думаю, главное – быть уважаемым, достойным человеком, не обязательно артистом. Я знаю довольно много примеров, когда люди имеют отвратительный характер, но при этом очень талантливы. С некоторыми лично знаком – у них много поклонников, люди любят их творчество, но при этом мало кто знает, что у них ужасный характер. Что делать… Так бывает, и не думаю, что это приводит к закату карьеры.
Когда беседуешь с интересным собеседником и просто хорошим человеком, то о многом хочется спросить. Но, к сожалению, приходит время завершать нашу беседу. В заключение хотелось бы поблагодарить за интересные ответы и пожелать нашему гостю здоровья, счастья и всего самого хорошего.
Гурам, но так просто мы не закончим: Вас ждёт небольшой подарок. А от Вас очень хотелось бы услышать тост или здравицу.
И Вам спасибо за хорошую, тёплую беседу. Хорошее у Вас предложение. Представим, что мы за столом. Давайте выпьем, друзья, за женщин, которые украшают нашу жизнь, как цветы! А еще нельзя не выпить за мужчин, ведь они, как садовники, ухаживают за этими цветами! Пусть лучшее Ваше прошлое станет худшим Вашим будущим! Дай Бог всем здоровья и счастья!
Закончилась беседа. Грустно. Всегда грустно расставаться с гостем. Очень талантливый и хороший человек. Надеюсь, что наше общение продолжится. Немного фотографий любезно предоставленных Гурамом. И Подарок. С выбором подарка проблем не было. Думаю, что угадал в своём выборе.